Законы и бизнес в России

Решение Волгоградского УФАС РФ от 07.05.2007 “По делу N 878 о нарушении антимонопольного законодательства“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 мая 2007 года

ПО ДЕЛУ N 878 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии Бурба В.В. - заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей,

членов Комиссии: Шубиной Л.А. - заместителя начальника отдела экономического анализа,

Мороз О.Л. - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей,

Яковлевой С.С. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей,

рассмотрев дело N 878 по признакам нарушения ГУП ВОП “В“ ч. 1 ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“ N 135-ФЗ от 26.07.2006, установила:

В Управление ФАС по Волгоградской
области поступило заявление ГУП “В“ (вх. N 418 от 09.02.2007) о действиях ГУП ВОП “В“, совершенных при заключении договора N 3 от 21.11.2006 “Об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях“, выразившихся в отказе от согласования п. 2.2.7 договора, который устанавливает обязанность Предприятия, в частности ГУП ВОП “В“, осуществлять контроль за наличием у пассажиров в салоне документов, дающих право на проезд и провоз багажа. При обнаружении безбилетных пассажиров в границах автовокзала (автостанции) обеспечивать допродажу проездных и багажных билетов через кассы, а в случае отсутствия такой возможности - через контрольно-ревизорскую службу Предприятия.

Не согласившись с данной редакцией п. 2.2.7 договора, ГУП “В“ подготовило и направило в адрес ГУП ВОП “В“ протокол разногласий, где предложило исключить из п. 2.2.7 договора возможность реализации билетов через контрольно-ревизорскую службу Предприятия. Однако ГУП ВОП “В“ отказалось согласовывать данное условие договора.

Отказ от урегулирования разногласий по п. 2.2.7 договора ГУП ВОП “В“ обосновывает тем, что договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях является договором присоединения. При этом ГУП ВОП “В“ полагает, что условия такого договора должны быть стандартными, одинаковыми для всех автопредприятий, а его заключение возможно только по правилам ст. 428 ГК РФ путем присоединения к предложенному договору в целом.

Также ГУП ВОП “В“
считает, что п. 2.2.7 указанного договора не противоречит действующему законодательству, требования ГУП “В“ необоснованны.

ГУП “В“ считает, что своими действиями ГУП ВОП “В“ нарушает требования ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“ N 135-ФЗ от 26.07.2006, а также Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 200 от 31.12.1981, в частности, навязывает ГУП “В“ услуги по допродаже билетов через свою контрольно-ревизорскую службу за пределами автовокзала, что ущемляет интересы ГУП “В“, так как билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов, где не организована кассовая продажа, могут продавать водители автобусов согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденным Приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176.

18 апреля 2007 года ГУП “В“ и ГУП ВОП “В“ подписали Соглашение об урегулировании разногласий по договору N 3 от 21.11.2006 “Об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях“, изложив спорный пункт указанного договора 2.2.7 в согласованной сторонами редакции: “Осуществлять контроль за наличием у пассажиров в салоне документов, дающих право на проезд и провоз багажа. При обнаружении безбилетных пассажиров в границах автовокзала (автостанции) обеспечить допродажу проездных и багажных билетов через кассы“ (вх. N 1391 от 28.04.2007).

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле,
Комиссия пришла к следующим выводам:

ГУП ВОП “В“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% в географических границах Волгоградской области с долей более 65% на рынке организации централизованной системы пассажирских перевозок в междугороднем автобусном сообщении по услугам деятельности терминалов (автобусных станций и т.п.) с кодом 63.21.21 в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, принятом Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст. Так как доля ГУП ВОП “В“ на соответствующем рынке превышает 50%, то в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ ГУП ВОП положение “В“ признается доминирующим положением.

Согласно п. 93 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 200 от 31.12.1981, задачи автовокзала (пассажирской автостанции), его права и обязанности определяются положением, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с Типовым положением об автобусном вокзале (автостанции) Министерства автомобильного транспорта РСФСР (приложение N 23).

Пунктом 9.1 приложения 23 Типовое положение об автобусном вокзале (автостанции) к указанным Правилам предусмотрено, что продажа билетов на автовокзалах (автостанциях) помимо касс категорически запрещается. Однако п. 2.2.7 договора об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях (далее - договор) нарушает данное требование.

Согласно ст. 428 ГК стандартными являются условия договора присоединения, определяемые только одной
стороной в формулярах, бланках. Договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях, заключаемый ГУП ВОП “В“ с ГУП “В“, указанными в ст. 428 ГК признаками договора, заключенного путем присоединения, не обладает.

Мотивировав свой отказ от согласования разногласий тем, что ГУП “В“ не имеет права на изменение условий договора, ГУП ВОП “В“ совершило действия по принуждению к заключению договора и уклонилось от урегулирования разногласий.

Таким образом, действия ГУП ВОП “В“, совершаемые при заключении договора N 3 от 21.11.2006 “Об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях“ с ГУП “В“, являются нарушением требований п. 1 ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“ N 135-ФЗ от 26.07.2006, запрещающей действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых может являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора.

ГУП ВОП “В“ добровольно устранило нарушение, подписав Соглашение об урегулировании разногласий по договору N 3 от 21.11.2006 “Об организации транспортно-экспедиционного обслуживания пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях“ от 18.04.2007, где спорный пункт 2.2.7 указанного договора изложен в согласованной сторонами редакции (вх. N 1391 от 28.04.2007).

В соответствии с частью 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения
антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Комиссия решила:

Прекратить рассмотрение дела N 878 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства ГУП ВОП “В“.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Председатель Комиссии

В.В.БУРБА

Члены Комиссии

Л.А.ШУБИНА

О.Л.МОРОЗ

С.С.ЯКОВЛЕВА