Законы и бизнес в России

Экспертное заключение ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 23.11.2004 N 01-10/(105)119-04 “На Закон Волгоградской области от 14 июля 1997 года N 127-ОД “О государственной службе Волгоградской области“ (в редакции от 25 апреля 2003 года N 814-ОД)“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 23 ноября 2004 г. N 01-10/(105)119-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ИЮЛЯ 1997 ГОДА N 127-ОД

“О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

(В РЕДАКЦИИ ОТ 25 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА N 814-ОД)

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от
22 октября 2002 года N 285 “Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации“, провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 14 июля 1997 года N 127-ОД “О государственной службе Волгоградской области“ (в редакции от 25 апреля 2003 года N 814-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия федеральному законодательству.

Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стали принятие Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 февраля 2005 года, поручение Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 26 октября 2004 года N 02-06/228 по организации работы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам государственной службы.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с прохождением государственной службы Волгоградской области.

Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ (в редакции от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ);

- Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ“ (в редакции от 19 июня 2004 года N 53-ФЗ);

- Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ (в редакции от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ);

- Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“;

- нормативными правовыми актами Волгоградской области.

В соответствии с пунктом “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе принимать соответствующий нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы отношений.

Положения исследуемого Закона Волгоградской области соответствуют требованиям
действующего федерального законодательства.

Несмотря на то, что согласно пункту 1 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, предусматривающему, что настоящий Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования (именно с 1 февраля 2005 года), в рамках мероприятий Главного управления по приведению нормативных правовых актов Волгоградской области, регулирующих вопросы государственной службы, в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством Закон Волгоградской области от 14 июля 1997 года N 127-ОД “О государственной службе Волгоградской области“ (в редакции от 25 апреля 2003 года N 814-ОД) проанализирован на предмет соответствия Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“.

По результатам анализа установлено следующее.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“).

Пунктом 1 статьи 5 указанного выше Федерального закона установлено, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации“, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами государственных органов.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт, направленный на регулирование вопросов государственной гражданской службы субъекта Федерации.

Однако изменение понятийного аппарата, введение вновь принятым федеральным законодательством принципиально новой системы государственной службы Российской Федерации, включающей в себя три вида, в число которых входит государственная гражданская служба, которая, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“), установление иных в отличие от существующих основ организации и порядка поступления, прохождения государственной гражданской службы, связанных с классификацией должностей гражданской службы, присвоением классных чинов, установлением правового статуса гражданского служащего, и прочее дают основания признать значительное число положений областного Закона не соответствующими Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“.

По мнению Главного управления, по приведенным выше причинам
предпочтительным вариантом приведения исследуемого Закона Волгоградской области в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством в отличие от внесения в его текст изменений (дополнений) является его отмена путем признания утратившим силу с последующей разработкой нового областного законопроекта, отвечающего требованиям Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 14 июля 1997 года N 127-ОД “О государственной службе Волгоградской области“ (в редакции от 25 апреля 2003 года N 814-ОД) соответствует действующему федеральному законодательству, однако с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ вступит в противоречие с ним в части определения правового положения гражданского служащего, установления ограничений, связанных с гражданской службой, порядка поступления и прохождения гражданской службы на территории Волгоградской области и прочее.

Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления

государственный советник

юстиции 2-го класса

В.Р.КЛЕЙН