Законы и бизнес в России

Решение ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 01.10.2001 <По делу N 305 о нарушении Управлением по надзору за связью и информатизацией по Волгоградской области и Волгоградским отделом Радиочастотного центра Южного федерального округа антимонопольного законодательства>

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ

от 1 октября 2001 года

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Букиной В.С. - председателя Комиссии, зам. руководителя Управления,

Сухановой А.А. - члена Комиссии, ведущего специалиста отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

Копыловой Э.П. - члена Комиссии, специалиста 1-й категории отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

в присутствии:

К.Б. - старшего государственного инспектора Управления Госсвязьнадзора по Волгоградской области (удостоверение <...>),

С.А. - начальника Волгоградского отдела Радиочастотного
центра Южного федерального округа (удостоверение <...>),

С.М. - представителя ООО “Р“ (доверенность <...>),

С.В. - директора ООО “Р“ (паспорт <...>),

рассмотрев материалы дела N 305 о нарушении Управлением Госсвязьнадзора по Волгоградской области и Волгоградским отделом Радиочастотного центра Южного федерального округа ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

Дело N 305 возбуждено по заявлению ООО “Р“, в котором обжаловались действия Управления по надзору за связью и информатизацией по Волгоградской области (далее - Управление Госсвязьнадзора) и Волгоградского отдела Радиочастотного центра Южного федерального округа (далее - отдел Радиочастотного центра), выразившиеся в требовании от ООО наличия разрешения на реализацию радиоэлектронных средств (далее - РЭС) и в привлечении руководителя общества к административной ответственности за отсутствие такого разрешения. Так, 19.07.2001 сотрудниками милиции общественной безопасности была проведена проверка ООО, в результате которой было установлено, что реализация бесшнуровых телефонных аппаратов производилась без специального разрешения. В обоснование необходимости наличия подобного разрешения сотрудники милиции сослались на письмо зам. начальника Управления государственного надзора за связью по Волгоградской области от 27.01.1999 N 1-1/287. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 137 КоАП РФ, который направлен в Управление государственного надзора за связью по Волгоградской области. По результатам его рассмотрения на руководителя ООО было наложено административное взыскание.

В
ответ на запрос заявителя о необходимости получения указанного разрешения на реализацию РЭС, направленный в Радиочастотный центр Южного федерального округа, из Волгоградского отдела Радиочастотного центра было получено письмо от 01.08.2001 N 567, в котором разъяснялся порядок получения разрешений.

Заявитель считает данные действия неправомерными, поскольку порядок выдачи разрешений на реализацию радиоэлектронных средств в настоящее время не принят и не утвержден, ограничивающими его самостоятельность и ущемляющими его интересы. На данном основании ООО “Р“ просит антимонопольное управление выдать предписание о прекращении выдачи разрешений на реализацию РЭС и высокочастотных устройств до вступления в силу правового акта.

Управление Госсвязьнадзора и отдел Радиочастотного центра требования заявителя не признали, сославшись на то, что согласно п. 7 Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 N 832 (ред. от 25.02.2000 N 157), реализация (поставка, оптовая и /или розничная продажа) РЭС и высокочастотных устройств на территории РФ осуществляется изготовителями, поставщиками и торгующими организациями на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в РФ. Кроме того, их представители указали на то, что в своих действиях они руководствовались:

- Письмом ГУ ГСН России от 25.04.2000 N 00050, в соответствии с п. 2 которого “до разработки и утверждения порядка выдачи и формы разрешений органов Госсвязьнадзора России на реализацию
(поставку, оптовую и /или розничную продажу) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории РФ разрешения выдавать до конца 2000 г. по форме (прилагается)“;

- Приказом ГУ ГСН России от 31.03.2000 N 20 “О внесении изменений и дополнений в Особые условия приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств“, который вводит в действие Постановление Правительства от 25.02.2000 N 157;

- Письмом ГУ ГСН России от 24.12.1996 N 4-09/13759, которым во исполнение п. 5 Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств направлялся для руководства Порядок оформления разрешений на приобретение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

В соответствии со ст. 137 КоАП продажа или передача в постоянное или временное пользование РЭС или высокочастотных устройств без получения специального разрешения влекут за собой административную ответственность в виде штрафа или предупреждения. Согласно ст. 223 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 137 КоАП, и налагать административные взыскания от имени органов государственного надзора за связью вправе главные и старшие государственные инспекторы по надзору за связью.

Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав мнения представителей заявителя, Управления Госсвязьнадзора по Волгоградской области и Волгоградского отдела Радиочастотного центра Южного федерального округа, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Согласно п. 5 Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 N 832 (ред. от
25.02.2000 N 157), порядок оформления разрешений на приобретение РЭС и высокочастотных устройств и разрешений на их реализацию устанавливается Главным управлением государственного надзора за связью в РФ.

В соответствии с п. 2.3 Приказа Минсвязи РФ от 30.03.2000 N 44 Госсвязьнадзору России поручено разработать до 01.09.2000 порядок выдачи и форму разрешений Госсвязьнадзора России на реализацию (поставку, оптовую и/или розничную продажу) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории Российской Федерации. Однако до настоящего времени подобный документ не принят и не утвержден.

Ссылка на Порядок оформления разрешений на приобретение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств не может быть принята во внимание, поскольку он не определяет порядок оформления разрешений на реализацию РЭС. Кроме того, данный документ не зарегистрирован в Минюсте РФ и не был официально опубликован, т.е. не носит общеобязательного характера.

Письмо ГУ ГСН России от 25.04.2000 N 00050 также не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с письмом заместителя министра РФ по связи и информатизации от 18.05.2001 N 3817, во исполнение предписания МАП России от 27.03.2001 N 1-07/92-01 указанное письмо ГУ ГСН России было отменено.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют вступившие в силу нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выдачи разрешений на реализацию РЭС и высокочастотных устройств.

2. Требование от хозяйствующих субъектов получения разрешения на реализацию РЭС и ВЧУ
является введением разрешительного (ограничительного) порядка осуществления предпринимательской деятельности. В целях соблюдения принципа равных конкурентных условий порядок получения таких разрешений должен носить общеобязательный характер, т.е. быть единым для всех хозяйствующих субъектов на всей территории РФ.

Оформление разрешений на реализацию РЭС и ВЧУ в отсутствие вступившего в законную силу нормативного акта, регулирующего порядок их оформления, а также привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности в связи с отсутствием такого разрешения являются необоснованным административным барьером, препятствующим осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, реализующих РЭС и ВЧУ, и ограничивающим возможность входа на рынок реализации РЭС и ВЧУ новых хозяйствующих субъектов, ущемляющим их интересы и могущим иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке реализации РЭС и ВЧУ.

3. В результате реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в РФ создан Департамент по надзору за связью в составе центрального аппарата Министерства РФ по связи и информатизации и государственные учреждения - управления по надзору за связью и информатизацией (далее - управления) в субъектах РФ. Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре за связью и информатизацией в РФ, утвержденного указанным выше постановлением, Департамент осуществляет руководство управлениями, координирует их работу, организует проведение надзорных работ. Управление государственного надзора за связью по Волгоградской области является органом службы государственного надзора за связью в РФ при Министерстве
РФ по связи и информатизации, осуществляющим надзор за средствами и системами связи, а также за радиоэлектронными средствами, высокочастотными устройствами различных пользователей и производственно-техническими сетями связи. При этом, в соответствии со ст. 223 КоАП РСФСР, органы государственного надзора за связью рассматривают дела об административных правонарушениях в области связи и налагают административные взыскания.

Таким образом, Управление Госсвязьнадзора России по Волгоградской области наделено властными и контрольными полномочиями органа исполнительной власти в области связи, а его действия (акты), связанные с реализацией данных полномочий, подпадают под действие Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2000 N 1002 “О Государственной радиочастотной службе при Министерстве РФ по связи и информатизации“ при Министерстве была образована государственная радиочастотная служба. В том числе создан Радиочастотный центр Южного федерального округа (Ростов-на-Дону). Согласно пп. “б“ п. 4 Положения о государственной радиочастотной службе радиочастотная служба во исполнение возложенных на нее функций в том числе оформляет разрешения на использование частот РЭС, на ввоз из-за границы, приобретение и реализацию РЭС. В Волгоградской области функционирует отдел Радиочастотного центра Южного федерального округа, который не является самостоятельным юридическим лицом.

5. Протокол об административном правонарушении N 000952 от 19.07.2001 о нарушении ст. 137 КоАП РСФСР был составлен сотрудником МОБППР при
ГУВД Волгоградской области. Согласно ст. 234 КоАП РСФСР о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом. В соответствии со ст. 223 КоАП РСФСР дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 136 - 138 настоящего Кодекса, рассматриваются органами государственного надзора за связью.

Пункт 2 ст. 11 Закона РФ “О милиции“ предусматривает право органов милиции проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации.

Статья 203 КоАП РСФСР, определяющая подведомственность дел об административных правонарушениях органам внутренних дел, не предоставляет право органам милиции рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренных ст. 137 КоАП РСФСР.

Представители Управления государственного надзора за связью и Волгоградского отдела Радиочастотного центра не смогли назвать акта, уполномочивающего органы милиции на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 137 КоАП РСФСР.

Таким образом, Комиссии не было представлено доказательств того, что протокол об административных правонарушениях был составлен уполномоченным на то должностным лицом.

Из вышеизложенного следует, что при отсутствии введенного в действие нормативного акта, регулирующего порядок оформления разрешений на реализацию РЭС и ВЧУ, Волгоградский отдел Радиочастотного центра Южного федерального округа, осуществляющий оформление разрешений, и Управление по надзору за связью по Волгоградской области, налагающее административные взыскания за отсутствие таких разрешений, совершают
согласованные действия, направленные на необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, реализующих РЭС и ВЧУ, и ограничивающие вход на рынок реализации РЭС и ВЧУ новых хозяйствующих субъектов, имеющие своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов и могущие привести к ограничению конкуренции на рынке по продаже РЭС и ВЧУ, что является нарушением ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:

1. Признать Управление надзора за связью по Волгоградской области и Волгоградский отдел Радиочастотного центра Южного федерального округа нарушившими ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать Управлению государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Рекомендовать ГУВД Волгоградской области обеспечить соответствие действий его сотрудников их компетенции и полномочий, не допускать совершения противоправных действий, ограничивающих самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляющих их интересы и могущих привести или ведущих к ограничению конкуренции.

4. Рекомендовать Волгоградскому отделу Радиочастотного центра Южного федерального округа прекратить оформление разрешений на реализацию РЭС и ВЧУ до вступления в силу нормативного акта, регулирующего порядок оформления указанных разрешений.

5.
Направить материалы дела в Ростовское ТУ МАП России для принятия соответствующих мер реагирования в отношении Радиочастотного центра Южного федерального округа.

6. Уведомить о результатах рассмотрения настоящего дела полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.

Решение вступает в силу с момента его оглашения.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

А.А.СУХАНОВА

Э.П.КОПЫЛОВА

ПРЕДПИСАНИЕ

от 1 октября 2001 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Букиной В.С. - председателя Комиссии, зам. руководителя Управления,

Сухановой А.А. - члена Комиссии, ведущего специалиста отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

Копыловой Э.П. - члена Комиссии, специалиста 1-й категории отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

на основании своего решения от 1 октября 2001 г. по делу N 305 о нарушении Управлением государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Волгоградской области и Волгоградским отделом Радиочастотного центра Южного федерального округа ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ предписывает:

Управлению государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Волгоградской области прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

не совершать действия, направленные на ущемление интересов хозяйствующих субъектов и ограничение их самостоятельности, в том числе не требовать у хозяйствующих субъектов получения (наличия) разрешений на реализацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств до введения в действие нормативного акта, регулирующего порядок их оформления.

Доказательства исполнения настоящего предписания представить в течение недели с момента получения настоящего решения и предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

А.А.СУХАНОВА

Э.П.КОПЫЛОВА