Законы и бизнес в России

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 03.09.2001 N 01-10/295-01 “На Закон Волгоградской области от 13.07.2001 N 566-ОД “О бюджетном процессе в Волгоградской области“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 3 сентября 2001 г. N 01-10/295-01

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.07.2001

N 566-ОД “О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года N 954 “Вопросы Министерства юстиции РФ“, и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года N 314 “Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области“, провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области
от 13.07.2001 N 566-ОД “О бюджетном процессе в Волгоградской области“ (далее областной Закон).

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящий Закон регламентирует в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации деятельность органов государственной власти Волгоградской области по составлению и рассмотрению проекта бюджета Волгоградской области, утверждению и исполнению областного бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об исполнении областного бюджета.

Законодательное регулирование в этой сфере осуществляют:

1. Конституция РФ;

2. Бюджетный кодекс РФ;

3. Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. “ж“ ст. 71 Конституции РФ).

Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс РФ (преамбула Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относится установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и
исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 8 Бюджетного кодекса РФ).

Статьей 187 Бюджетного кодекса РФ установлено, что порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения определяется для бюджета субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Бюджетным кодексом РФ предоставлены субъекту Российской Федерации полномочия для принятия рассматриваемого областного Закона.

Вместе с тем ряд положений областного Закона противоречит федеральному законодательству.

1. Часть 2 ст. 3 областного Закона не соответствует ч. 2 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3 областного Закона “участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета“.

Часть 2 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что “участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов“.

Несоответствие заключается в том, что данным положением областного Закона не предусмотрены среди участников бюджетного процесса государственные и муниципальные унитарные предприятия.

2. Часть 1 п. 2 ст. 4 (в части) областного Закона противоречит п. 1 ст. 145 Бюджетного кодекса РФ.

Часть 1 п. 2 ст. 4 областного Закона предоставляет следующее бюджетное полномочие Управлению финансов администрации
Волгоградской области: “... принимает участие в разработке проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов“.

Пунктом 1 ст. 145 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что “проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год“.

Противоречие в том, что Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено участие иных органов в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, кроме органов управления данными фондами.

3. Часть 23 п. 2 ст. 4 областного Закона не соответствует ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 (в ред. от 19.06.01) “О банках и банковской деятельности“.

Часть 23 п. 2 ст. 4 областного Закона к бюджетным полномочиям Управления финансов администрации Волгоградской области относит: “получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами территориальных государственных внебюджетных фондов“.

Данное положение фактически устанавливает обязательство кредитных организаций предоставлять Управлению финансов администрации Волгоградской области сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами территориальных государственных внебюджетных фондов.

Частью 3 ст. 9 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ установлено, что “органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами“.

Противоречие в том,
что субъект Российской Федерации не вправе определять обязанности кредитных организаций.

4. Часть 27 п. 2 ст. 4 областного Закона не соответствует ч. 2 п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 27 п. 2 ст. 4 областного Закона Управление финансов администрации Волгоградской области “списывает в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами“.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса РФ “руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом, имеют право: списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек“.

Несоответствие заключается в том, что списание бюджетных средств осуществляется согласно областному Закону, в соответствии с договорами, а не в бесспорном порядке как указано в Бюджетном кодексе РФ.

5. Часть 25 п. 2 ст. 4 областного Закона противоречит ст. 284.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 25 п. 2 ст. 4 областного Закона Управление финансов администрации Волгоградской области “приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета в порядке, устанавливаемом главой администрации Волгоградской
области“.

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях является одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства (ст. 282 Бюджетного кодекса РФ).

Статьей 284.1 Бюджетного кодекса РФ (“Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения“) соответствующему исполнительному органу данное полномочие не предоставлено.

В данной статье Бюджетного кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень полномочий органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, в области применения мер принуждения.

6. Статья 10 (в части) областного Закона противоречит ст. 17 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ст. 10 областного Закона “в соответствии с законами Волгоградской области могут образовываться областные целевые бюджетные фонды“.

Статья 17 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что “целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда“.

Противоречие заключается в том, что целевые бюджетные фонды образуются не в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. федеральным законодательством.

7. Статья 10 (в части) областного Закона противоречит ч. 5 ст. 7 Бюджетного кодекса РФ.

Статья 10 областного Закона определяет,
что “в областной бюджет консолидируются средства следующих целевых бюджетных фондов: фонда экономического стимулирования деятельности муниципальных образований Волгоградской области по увеличению собственных доходов“.

Частью 5 ст. 7 Бюджетного кодекса РФ установлено, что определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.

Фонд экономического стимулирования деятельности муниципальных образований субъекта Российской Федерации законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Противоречие в том, что субъект Российской Федерации не вправе вводить не предусмотренные бюджетным законодательством составляющие расходной части своих бюджетов - фонд экономического стимулирования деятельности муниципальных образований.

8. Пункт 1 ст. 12 областного Закона противоречит ст. 9 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 12 областного Закона “исполнительные органы местного самоуправления представляют на согласование в управление финансов администрации Волгоградской области проектные показатели своих бюджетов на очередной финансовый год, в том числе прогноз поступления доходов по всем источникам.

Проектные суммы доходов представляются без учета налоговых льгот и местных налогов, установленных нормативными правовыми актами муниципальных образований.

В случае возникновения разногласий представительный орган местного самоуправления вправе направить в Волгоградскую областную Думу протокол разногласий, содержащий обоснованные предложения муниципального образования“.

Из смысла данной статьи следует, что областным Законом фактически устанавливается согласование проектов местных бюджетов с субъектом Российской Федерации.

Статьей 9 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что “установление порядка составления и рассмотрения проектов
местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов“ относится к ведению органов местного самоуправления.

Противоречие в том, что областным Законом не могут устанавливаться отдельные процедуры порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов.

Необходимо отметить, что ст. 172 Бюджетного кодекса РФ предоставлено право финансовым органам, в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов, получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Исчерпывающий перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, содержится в п. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса РФ.

9. Абзац 3 ст. 28 областного Закона противоречит ст. 8 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно абз. 3 ст. 28 областного Закона к основным характеристикам областного бюджета относится “распределение доходов от регулирующих федеральных и областных налогов и сборов между областным бюджетом и местными бюджетами“.

Однако ст. 8 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к ведению субъекта РФ относится “распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами“.

Противоречие заключается в том, что к ведению субъекта Российской Федерации относится только распределение доходов от региональных налогов и сборов, но не федеральных налогов и сборов.

10. Пункт 2 ст.
46 областного Закона противоречит ст. 190 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 46 областного Закона “Волгоградская областная Дума в случаях, определенных пунктом 1 настоящей статьи, может принять закон Волгоградской области о финансировании расходов из областного бюджета в I квартале очередного финансового года. В этом случае органы исполнительной власти Волгоградской области производят расходование средств областного бюджета в соответствии с указанным законом“.

Пункт 1 ст. 46 областного Закона определяет, что “Закон Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Волгоградской областной Думой проекта Закона об областном бюджете на очередной финансовый год до 15 декабря текущего года, а также в случае не вступления в силу закона Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года“.

Таким образом, ст. 46 областного Закона фактически устанавливает порядок временного управления бюджетом.

Порядок временного управления бюджетом установлен ст. 190 Бюджетного кодекса РФ, которая определяет полномочия органа, исполняющего бюджет, т.е. исполнительного органа.

Противоречие заключается в том, что ст. 190 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрена возможность, в случае не вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год, принятия закона субъекта РФ о финансировании расходов из областного бюджета в
I квартале очередного финансового года.

11. Часть 1 ст. 56 областного Закона противоречит ч. 1 ст. 218 Бюджетного кодекса РФ.

Часть 1 ст. 56 областного Закона предусматривает, что “исполнение областного бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов областного бюджета на счета областного бюджета“.

В статье 218 Бюджетного кодекса РФ указано, что “исполнение бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета“.

Противоречие заключается в том, что Бюджетным кодексом РФ предусмотрено зачисление доходов на единый счет бюджета, а не на счета областного бюджета, как определяет областной Закон.

12. Статья 58 областного Закона (“Санкционирование расходов областного бюджета“) не соответствует ст. 219 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ст. 58 областного Закона “санкционирование расходов областного бюджета включает:

утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей средств областного бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств областного бюджета и бюджетным учреждениям;

утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств областного бюджета уведомления о лимитах бюджетных обязательств;

принятие денежных обязательств получателями средств областного бюджета;

подтверждение денежных обязательств областного бюджета.

Статья 219 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что к основным этапам санкционирования при исполнении расходов бюджетов относится также “составление и утверждение бюджетной росписи“.

Кроме того, одним из этапов санкционирования является “подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств“ (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Однако в областном Законе “санкционирование включает только подтверждение денежных обязательств областного бюджета“, что не соответствует ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (отсутствует указание на выверку исполнения денежных обязательств).

13. Часть 2 ст. 59 областного Закона не соответствует ч. 4 ст. 220 Бюджетного кодекса РФ.

Частью 2 ст. 59 областного Закона определено, что “изменение бюджетных ассигнований из областного бюджета осуществляется начальником управления финансов администрации Волгоградской области, главными распорядителями средств областного бюджета в пределах предоставленных им полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом“.

Частью 4 ст. 220 Бюджетного кодекса РФ установлено, что “изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены настоящим Кодексом“.

Противоречие в том, что изменение бюджетных ассигнований возможно лишь в случаях и пределах, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Кроме того, “уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении“ (ч. 4 ст. 220 Бюджетного кодекса РФ).

14. Часть 4 п. 1 ст. 60 областного Закона противоречит п. 2 ст. 223 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 4 п. 1 ст. 60 областного Закона “распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств областного бюджета утверждается главными распорядителями средств областного бюджета“.

В соответствии с п. 2 ст. 223 Бюджетного кодекса РФ “лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств“.

Главные распорядители бюджетных средств не имеют право утверждать распределение лимитов бюджетных обязательств, а только проекты распределения.

Кроме того, пунктом 5 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ определено, что “главный распорядитель бюджетных средств... распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств...“, но не утверждает их.

15. Часть 2 п. 1 ст. 61 областного Закона противоречит п. 1 ст. 225 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 61 областного Закона “принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области“.

Пунктом 1 ст. 225 Бюджетного кодекса РФ установлено, что “получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов“.

Противоречие в том, что право принятия денежных обязательств осуществляется путем составления платежных и иных документов, а не путем заключения договоров.

Следует отметить, что “формы платежных документов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России“ (п. 2 ст. 225 Бюджетного кодекса РФ).

Указание в этой статье областного Закона на осуществление принятия денежных обязательств путем заключения договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Волгоградской области является неправомерным, т.к. гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, по предметам которого принимаются только нормативные правовые акты Российской Федерации (п. “о“ ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 Гражданского кодекса РФ).

16. П. 1 ст. 62 областного Закона противоречит п. 1 ст. 226 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 62 областного Закона “управление финансов администрации Волгоградской области совершает расходование средств областного бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям настоящего Закона, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств“.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Бюджетного кодекса РФ “орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям настоящего Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств“.

Противоречие в том, что проверка платежных и иных документов должна осуществляться на соответствие требованиям Бюджетного кодекса РФ, а не областного Закона.

17. Часть 1 п. 4 ст. 62 областного Закона противоречит ч. 1 п. 4 ст. 226 Бюджетного кодекса РФ.

Часть 1 п. 4 ст. 62 областного Закона определяет, что “объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств“.

Частью 1 п. 4 ст. 226 Бюджетного кодекса РФ указано, что “объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств“.

Противоречие заключается в том, что не могут превышать лимиты бюджетных обязательств не только объемы принятых денежных обязательств, но и объемы исполненных денежных обязательств.

18. Статья 68 областного Закона противоречит ст. 228 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ст. 68 областного Закона “изменение бюджетных ассигнований из областного бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств областного бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов областного бюджета, определенных статьями 69 и 70 настоящего Закона, либо произведено главным распорядителем средств областного бюджета в пределах полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации“.

Однако ст. 228 Бюджетного кодекса РФ установлено, что “изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенного статьей 232 настоящего Кодекса, либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах полномочий, определенных статьей 233 настоящего Кодекса“.

Противоречие заключается в том, что изменение бюджетных ассигнований может быть произведено только вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, а не их увеличения.

Также ст. 228 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что изменение бюджетных ассигнований может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенного статьей 229 Кодекса (“Сокращение расходов бюджета“).

Областным же законом установлено, что изменение бюджетных ассигнований может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, определенных статьями 69 (“Сокращение расходов бюджета“) и 70 (“Сокращение расходов областного бюджета более чем на 10 процентов“) рассматриваемого Закона Волгоградской области, что также противоречит Бюджетному кодексу РФ.

19. Часть 1 ст. 74 областного Закона не соответствует ч. 3 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 74 областного Закона “Глава администрации Волгоградской области представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении областного бюджета в Волгоградскую областную Думу и контрольно - счетную палату Волгоградской области“.

Частью 3 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ определено, что “в установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство“.

Несоответствие в том, что отчетность должна представляться и в Федеральное казначейство.

20. Статья 78 областного Закона противоречит п. “о“ ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 78 областного Закона предусмотрено, что “для обеспечения правовых оснований осуществления действенного финансового контроля главой администрации Волгоградской области утверждается порядок заключения договоров по всем сделкам, обеспечиваемым средствами областного бюджета и имуществом Волгоградской области“.

Статья также определяет обязательные условия заключения договоров.

Порядок заключения, изменения и расторжения договоров регулируется гражданским законодательством.

Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. “о“ ст. 71 Конституции РФ).

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, содержащих нормы гражданского права.

Порядок заключения, изменения и расторжения договоров урегулирован положениями глав 27, 28, 29 Гражданского кодекса РФ и положениями ч. II Гражданского кодекса РФ, устанавливающей специальные правила для отдельных видов договоров.

Противоречие в том, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать порядок заключения гражданско - правовых договоров.

21. Пункт 2 ст. 86 областного Закона противоречит ст. 7, ст. 289 Бюджетного кодекса РФ.

Пунктом 2 ст. 86 областного Закона устанавливаются случаи нецелевого использования бюджетных средств, которые не предусмотрены Бюджетным кодексом РФ.

Случаи нецелевого использования бюджетных средств являются основаниями привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Статьей 7 Бюджетного кодекса РФ определено, что установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств это - “использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения“.

Положениями Бюджетного кодекса РФ не предоставлено право субъекту Российской Федерации устанавливать случаи нецелевого использования бюджетных средств (основания привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что Волгоградская область как субъект Российской Федерации не вправе устанавливать основания привлечения к ответственности, т.к. по этому вопросу должны приниматься только нормативные правовые акты Российской Федерации.

Кроме того, в п. 2 ст. 86 областного Закона указано, что в случае нецелевого использования бюджетных средств бюджетополучателям может быть уменьшен размер ассигнований, выделяемых из областного бюджета.

Статья 289 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что “нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей - получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации“.

Следовательно, областной Закон устанавливает иную ответственность в отличие от предусмотренной ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, что является неправомерным.

Вывод: Закон Волгоградской области от 13.07.2001 N 566-ОД “О бюджетном процессе в Волгоградской области“ противоречит федеральному законодательству.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления

Государственный советник

юстиции II класса

В.Р.КЛЕЙН