Законы и бизнес в России

Решение Волгоградского ТУ ГАК РФ от 14.05.1998 <По делу N 133 в отношении АООТ “Авиакомпания Волга“ о нарушении антимонопольного законодательства>

ВОЛГОГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 1998 года

Комиссия Волгоградского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации в составе:

Букиной В.С. - председателя Комиссии, зам. начальника Управления,

Бурба В.В. - члена Комиссии, главного специалиста отдела анализа товарных рынков,

Сухановой А.А. - члена Комиссии, специалиста 1-й категории отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело N 133 в отношении АООТ “Авиакомпания Волга“ о нарушении п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

1. Дело N 133 было возбуждено по заявлению ОАО “Международный Аэропорт Волгоград“ 20.04.98. Суть заявления состоит в следующем: ОАО “Международный Аэропорт Волгоград“ имеет в своем
составе Агентство воздушных сообщений (далее - АВС), аккредитованное 20.05.97 Клиринговой Палатой Авиапредприятий. ОАО “Международный Аэропорт Волгоград“ заключило агентский договор от 02.06.97 N 9П/97 с АООТ “Авиакомпания Волга“ на продажу авиаперевозок авиакомпании. Начиная с 26.12.97 АООТ “Авиакомпания Волга“ закрыло доступ агентству воздушных сообщений аэропорта к ресурсу собственных мест. Данные действия доминирующей на рынке авиакомпании, по мнению заявителя, ставят его в неравные условия по сравнению с другими агентствами на рынке продажи авиаперевозок. В заявлении ОАО “Международный Аэропорт Волгоград“ просит разобраться в сложившейся ситуации и принудить АООТ “Авиакомпания Волга“ открыть доступ к ресурсам мест собственных авиаперевозок.

К заявлению приложены: копия договора N 9П/97 от 02.06.97, копия сертификата КПА N С-0028.

2. АООТ “Авиакомпания Волга“ Приказом ВТУ ГАК России от 10.03.95 N 61 внесено в Государственный реестр объединений и предприятий монополистов (извещен соответствующим уведомлением N 69 от 21.03.95). Приказом ВТУ ГАК РФ от 07.07.97 N 180, изданного в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 19.02.96 N 154 “О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов“, АООТ “Авиакомпания Волга“ включено в указанный выше Реестр (извещен соответствующим уведомлением N 1174 от 13.10.97). Согласно данного Реестра, АООТ “Авиакомпания Волга“ занимает на рынке продажи пассажирских авиаперевозок долю более 35%.

3. АООТ “Авиакомпания Волга“ в качестве
дочернего хозяйственного общества образовало ООО “ТАВС Волга“. Основным видом деятельности ООО “ТАВС Волга“ является продажа авиаперевозок. Согласно Уставу ООО “ТАВС Волга“ от 08.09.97, АООТ “Авиакомпания Волга“ является его единственным учредителем. Пункт 2.3 данного Устава определяет, что Учредитель имеет право участвовать в управлении Обществом в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, а также получать причитающуюся долю прибыли. В связи с этим, ООО “ТАВС Волга“ было привлечено к рассмотрению дела как заинтересованное лицо.

4. На заседание Комиссии были представлены следующие ходатайства:

со стороны ООО “ТАВС Волга“:

устное ходатайство об отводе Комиссии. Отклонено Комиссией в связи с тем, что Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 N 91) не предусмотрена процедура отвода Комиссии. Представителю ООО “ТАВС Волга“ было разъяснено, что он имеет право подать обоснованную жалобу на имя начальника ВТУ ГАК России;

устное ходатайство о привлечении к рассмотрению дела представителей Комитета по защите прав потребителей. Отклонено Комиссией в связи с тем, что отношения между двумя хозяйствующими субъектами не подпадает под сферу деятельности законодательства по защите прав потребителей;

устное ходатайство о привлечении к рассмотрению дела специалистов ТКП в качестве экспертов. Отклонено Комиссией в связи с тем, что представитель ООО “ТАВС Волга“ не смог сообщить Комиссии о том, может ли ТКП выступать в качестве экспертной организации и
какие вопросы следует поставить перед экспертом. Кроме того, по мнению Комиссии, данное ходатайство было направлено на увеличение срока рассмотрения дело, которое неоднократно откладывалось;

со стороны АООТ “Авиакомпания Волга“:

устное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что представленный АООТ “Авиакомпания Волга“ документ IATA, не имеет перевода. Отклонено Комиссией в связи с тем, что в процессе рассмотрения дела Комиссия сочла представленные сторонами доказательства достаточными для принятия решения по существу и не нашла оснований для получения доказательств, касающихся международных авиаперевозок. Кроме того, полученный перевод указанного документа не имел бы юридической силы, так как официальный перевод международного договора может быть сделан только на государственном уровне.

5. Определением Комиссии о возбуждении дела были запрошены документы: у ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ - копии агентских договоров со всеми перевозчиками на продажу авиабилетов, у АООТ “Авиакомпания Волга“ - копии договоров со всеми агентами на продажу авиаперевозок, в том числе с ООО “ТАВС Волга“. На заседание Комиссии ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ представил список всех перевозчиков, с которыми заключены договора, а также копии трех договоров, являющихся типовыми. АООТ “Авиакомпания Волга“ не представила на заседание Комиссии затребованные документы. Ходатайств от АООТ “Авиакомпания Волга“ об изменении срока или объема информации не поступало.

Сравнительный анализ договоров, заключенных между ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ и ООО
“Авиакомпания “Волга-Авиаэкспресс“ (договор N 9П/98 от 20.04.98), авиапредприятием Оренбургское ГАП (договор N 10П/97 от 10.07.97), Калининградским авиаотрядом (договор N 13П/97/246 от 01.09.97) с договором, заключенным между ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ и АООТ “Авиакомпания Волга“ (договор N 9П/97 от 02.06.97) на продажу авиаперевозок показал, что:

1) только в договор N 9П/97 включен пункт 3.1.5, запрещающий ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ (Агенту) осуществлять продажу авиаперевозок за 40 минут до вылета рейса. Допродажа осуществляется кассами АООТ “Авиакомпания Волга“ (Перевозчика);

2) только в договоре N 9П/97 включен пункт 3.1.13, запрещающий Агенту продажу по ВПН за счет собственной выручки;

3) во всех договорах, кроме договора N 9П/97, Агенту разрешено заключать договоры с субагентами, открывать новые филиалы для обеспечения продажи перевозок (п.п. 3.2.3, 4.1.1). АООТ “Авиакомпания Волга“ запрещает субагентам агента продавать авиабилеты на рейсы перевозчика;

4) только АООТ “Авиакомпания Волга“ устанавливает распределение квот по агентствам и по центрам бронирования (п. 4.2.1 договора N 9П/97);

5) только в договор N 9П/97 включен пункт 4.2.3, позволяющий АООТ “Авиакомпания Волга“ открывать или ограничивать доступ агентствам к ресурсам мест;

6) во всех договорах, кроме договора N 9П/97, Перевозчик разрешает доступ в систему бронирования “Сирена-2“ для пультов Агента.

6. На заседание Комиссии стороны представили следующую информацию и документы:

ОАО “Международный аэропорт Волгоград“:

ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ имеет в своем составе агентство
воздушных сообщений, аккредитованное КПА 20.04.97 (подтверждено копией сертификата КПА N С-0028). ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ заключило агентский договор от 02.06.97 с АООТ “Авиакомпания Волга“ на продажу авиаперевозок. Начиная с 26.12.97 АООТ “Авиакомпания Волга“ закрыла доступ АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ в систему бронирования к ресурсам собственных мест. Начиная с 26.02.98 АООТ “Авиакомпания Волга“ через ТКП закрыло доступ АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ к ресурсам мест в связи с коммерческими интересами (протокол заседания Комиссии от 14.05.98, телеграмма президента ТКП от 26.02.98).

Реализация билетов на обратные рейсы в декабре 1997 г. - феврале 1998 г. происходила через московский центр бронирования. После 26 февраля 1998 г. АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ закрыт доступ и в систему “Сирена“. Возможен только просмотр, но не выборка билетов (протокол заседания Комиссии от 14.05.98);

ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ признает, что в процессе деятельности были нарушения отдельных исполнителей, но это не является политикой ОАО “Международный аэропорт Волгоград“. Все нарушения были устранены, а виновные наказаны (протокол заседания Комиссии от 14.05.98);

АООТ “Авиакомпания Волга“ осуществляет свои текущие платежи через расчетный счет ООО “ТАВС Волга“ в связи с тем, что является организацией “не дающей“ по налогам. АООТ “Авиакомпания Волга“ заинтересована в увеличении выручки ООО “ТАВС Волга“. В таких условиях АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ становится
для ООО “ТАВС Волга“ нежелательным конкурентом (протокол заседания Комиссии от 14.05.98, реестр платежных поручений на перечисление средств в ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ из доходов АООТ “Авиакомпания Волга“ за 1997 г.);

через ООО “ТАВС Волга“ АООТ “Авиакомпания Волга“ реализует около 70% всех авиаперевозок (протокол заседания Комиссии от 14.05.98).

АООТ “Авиакомпания Волга“ и ООО “ТАВС Волга“

АООТ “Авиакомпания Волга“ расторгла агентский договор N 9П/97 на основании п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой стороны по договору имеют право одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Договор N 9П/97 содержит п. 4.2.3, определяющий право перевозчика открыть или ограничить доступ агентствам к ресурсам собственных мест (отзыв на заявление ОАО “Международный аэропорт Волгоград“, протокол заседания Комиссии от 14.05.98). Поводом для расторжения указанного договора явились нарушения, допущенные ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ в процессе выполнения обязательств по договору, а именно нарушение пунктов 6.4, 3.1.6, 3.1.10, 3.1.4. Доказательства: распечатка, подтверждающая заморозку билета, справка по затратам в аэропорту “Волгоград“ за обслуживание ВС АООТ “Авиакомпания Волга“ и по оплате из ДХО “ТАВС Волга“ и ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ за период с июля 1997 г. по март 1998 г., письмо ООО “ТАВС Волга“ от 17.07.97, копии авиабилетов, указание генерального директора ОАО
“Международный аэропорт Волгоград“ от 30.07.97 N 3, письма ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ от 30.07.97 N 1.4-2681, от 30.07.97 N 1.4-2679, от 21.07.97 N 1.4-2551.

АООТ “Авиакомпания Волга“ обратилась в ТКП с просьбой закрыть доступ АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“, но фактически билеты продолжают приобретаться (протокол заседания Комиссии от 14.05.98). ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ осуществляло продажу билетов АООТ “Авиакомпания Волга“. Доказательство: копии билетов за декабрь 1997 г. по февраль 1998 г., распечатка из информационной системы “Сирена“ за апрель - май 1998 г. (РОВ 701, 703, 705).

ОАО “Международный аэропорт Волгоград“, в соответствии с документом, принятом IATA, не имеет право включать в свой состав АВС. Согласно ст. 15 Конституции РФ, международные договоры РФ имеют приоритет над законами РФ. ТПК проводит политику поэтапного ограничения деятельности АВС, входящих в состав аэропортов (протокол заседания Комиссии от 14.05.98). Доказательства: отрывок из документа IATA, представленный на английском языке, копия телеграммы президента ТКП об ограничении для АВС в составе аэропортов от 22.01.98, план мероприятий по поэтапному ограничению деятельности агентств, находящихся в составе аэропортов от 18.03.98, основные требования к аккредитации агентств по продаже международных авиаперевозок.

Помимо ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ и ООО “ТАВС Волга“ АООТ “Авиакомпания Волга“ имеет более 30 агентов по продаже авиаперевозок (протокол заседания Комиссии от 14.05.98).

Исследовав представленные сторонами по
делу доказательства, и на основании действующих нормативных актов Комиссия пришла к следующим выводам:

1. АООТ “Авиакомпания Волга“ занимает доминирующее положение на рынке продажи пассажирских авиаперевозок.

2. АООТ “Авиакомпания Волга“ и ООО “ТАВС Волга“, согласно ст. 4 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, являются группой лиц. Финансовое состояние АООТ “Авиакомпания Волга“, а также тот факт, что АООТ “Авиакомпания Волга“ осуществляет свои текущие платежи через расчетный счет ООО “ТАВС Волга“ дает возможность полагать, что коммерческим интересом АООТ “Авиакомпания Волга“, как единственного учредителя ООО “ТАВС Волга“ является увеличение прибыли последнего.

3. ООО “ТАВС Волга“ и Агентства воздушных сообщений ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ являются конкурентами на рынке продажи авиаперевозок. Основным видом деятельности данных хозяйствующих субъектов является продажа билетов на пассажирские авиаперевозки.

4. Несмотря на то, что ТКП ведет политику ограничения деятельности АВС в составе аэропортов, не представлено ни одного документа, содержащего прямой запрет деятельности уже созданных АВС в составе аэропортов, в том числе АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“. Таким образом, АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ имеет равные по сравнению с другими агентствами права на рынке продажи авиаперевозок. ОАО “Международный Аэропорт Волгоград“ имеет сертификат ТКП, дающий право на осуществление продажи авиаперевозок.

5. Представленные АООТ “Авиакомпания Волга“ копии купонов авиабилетов, реализованных АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“
в декабре 1997 г. - феврале 1998 г., и распечатка из системы “Сирена“ за апрель - май 1998 г. показывают, что:

все билеты, реализованные АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ с декабря 1997 г. по май 1998 г., продавались только на обратные рейсы;

с декабря 1997 г. АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ не реализовало ни одного билета через волгоградский центр бронирования. Все билеты приобретались через московский центр бронирования;

после 26.02.98 АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ не реализовало ни одного билета через московский центр бронирования.

Данные документы доказывают, АООТ “Авиакомпания Волга“ ограничила доступ АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ к ресурсам собственных мест в волгоградском центре бронирования, а также, с 26.02.98, к системе “Сирена“ (телеграмма ТКП от 26.02.98). В связи с тем, что АООТ “Авиакомпания Волга“ базируется в Волгограде и большую часть своих рейсов выполняет из ОАО “Международный аэропорт Волгоград“, АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ лишилась возможности осуществлять продажу авиаперевозок АООТ “Авиакомпания Волга“. Данные действия ущемляют предпринимательские интересы АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ и направлены на устранение конкурента с рынка продажи билетов на рейсы АООТ “Авиакомпания Волга“.

6. Анализ договора от 02.06.97 N 9П/97, заключенного между ОАО “Международный Аэропорт Волгоград“ и АООТ “Авиакомпания Волга“, показал, что в нем присутствуют условия, нарушающие антимонопольное законодательство. В связи с тем, что заявитель не ставил перед Комиссией вопрос о приведении данного договора в соответствие с антимонопольным законодательством, Комиссия не принимала по нему решения.

Руководствуясь ст. 27 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Комиссия решила:

1. АООТ “Авиакомпания Волга“, ограничив доступ АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ к ресурсам собственных мест, а также закрыв доступ в систему через ТКП, нарушило п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать АООТ “Авиакомпания Волга“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: открыть АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ доступ к ресурсам собственных мест. Срок исполнения предписания - 5 дней с момента получения настоящего решения.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

В.В.БУРБА

А.А.СУХАНОВА

ПРЕДПИСАНИЕ

от 14 мая 1998 г. N 133

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Волгоградского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Букиной В.С. - председателя Комиссии, зам. начальника Управления,

Бурба В.В. - члена Комиссии, главного специалиста отдела анализа товарных рынков,

Сухановой А.А. - члена Комиссии, специалиста 1-й категории отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,

на основании своего решения от 14 мая 1998 г. по делу N 133 о нарушении АООТ “Авиакомпания Волга“ статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ предписывает:

АООТ “Авиакомпания Волга“ в течение пяти дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а именно открыть АВС ОАО “Международный аэропорт Волгоград“ доступ к ресурсам собственных мест.

О выполнении настоящего предписания сообщить до 30 мая 1998 г.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

В.В.БУРБА

А.А.СУХАНОВА