Законы и бизнес в России

Оценка недвижимости при вступлении в наследство

Любая недвижимость относится к классу объектов длительного использования. Часто продолжительность экономической жизни подобного объекта составляет десятки и сотни лет, а срок эксплуатации земельных наделов вообще ничем не ограничен. Именно высокая ликвидность и привлекательная долгосрочность делает недвижимость одним из наиболее часто встречающихся объектов наследования.

Зачем это нужно?

Российское законодательство требует обязательной нотариальной регистрации открытия наследственного дела с выплатой полагающейся по такому случаю госпошлины. Объем выплачиваемых в пользу государства средств напрямую зависит от стоимости передающейся по наследству недвижимости. Для того чтобы все было оформлено верно, необходимо предоставить нотариусу документ, содержащий точную оценочную стоимость всех объектов наследства.

В случае с наследованием недвижимости существует юридическая практика использования рыночной (определяется оценочной организацией) или учетной (определяется госорганами, в частности, БТИ) стоимости в качестве основы для расчета пошлины. Традиционно, учетная стоимость объекта в реестре Бюро технической инвентаризации существенно ниже рыночной.

Юридические нюансы

Но нюанс состоит в том, что не на каждый объект недвижимости можно получить справку из БТИ. В случае с передачей в наследство земельного участка, учетная стоимость, согласно действующему законодательству РФ, определяется не всегда. В этом случае может понадобиться экспертная оценка – независимая компания предоставит наследнику отчет, содержащий информацию о рыночной стоимости объекта. Чтобы нотариус принял у вас документ, он должен быть оформлен в полном соответствии с текущими требованиями и стандартами оценочной деятельности. Справку, составленную в упрощенной форме, гарантированно вернут наследнику.

Подобный документ (отчет с экспертной оценкой) предоставляется только для регистрации наследственного дела, и не может быть использован для другой цели. Об этом в отчете делается специальная запись, указывающая на разрешенное использование содержащихся в нем сведений. Если изначально не указано другой цели, кроме оформления наследства, то использовать его, скажем, для раздела имущества, не получится.